content

                                                                                                                   (C) “В джазе только дедушки”,1993/1999

Контрольная по китайскому языку

Для студентов заочных китайских отделений первого года обучения (специальность ”Сунь”), проваливших основной экзамен.

 

1.Что такое контрольная?

 

2.Что такое Китай?

 

3.Что такое язык?

 

4.Переведите на китайский:

        Скажи мне, князь, кто там, в малиновом берете,

         с послом испанским говорит?

                                          А.С.Пушкин

используйте следующие социо-культурные эквиваленты:

                           князь  -  мандарин;

                кто там     -   что здесь;

       в малиновом берете  -   в нефритовой беседке;

  с послом испанским   -   с козлом въетнамским;

             говорит  -  жуёт рисовую лепёшку;

    А.С.Пушкин  - на усмотрение учащегося, но не Лао-Дзы!

 

5. Упражнение из цикла “Знай и люби свой                  Великий Китайский Дом”

Напишите иероглифы, отвечающие:

         а. Великой Китайской Стене

         б. Великому Китайскому Потолку

         в. Великому Китайскому Коврику

         г. Великому Китайскому Бедэ

 

6. Переведите на китайский русскую народную мудрость и две загадки, используя данные в скобках социо-культурные эквиваленты:

         а. Что посеешь - то и пожнешь

                           (что  -   рис; 

                                              то -  рис)

 

         б. Маленький, горбатенький, всё поле перерыл (Плуг)

                          ( маленький  -  очень маленький;

                                       горбатенький - косенький;

                                       плуг  -  китайский крестьянин)

 

         в. Меж грядок лежит гладок(Огурец)

                                  ( меж грядок  -  под водой на рисовом поле;

                                       лежит  -  булькает;

                                       огурец - китайский народный карась)

 

7. Узнай иероглиф

    Укажите, какие из приведённых иероглифов обозначают:        

       а. Домик

       б. Бабочку

       в. Пуговицу от штанов

       г. Русскую букву “Б”

       д. Мужской туалет

 

8. Открытие смыслов.

Раскройте 15 смыслов Као и 4 смысла Дзинь следующего стихотворения:

                                    Тишина и горы...  Одинокий фламинго.

                                    Смотри, как бамбук у реки колебаем

                                    Ветрами...

                                          (В переводе С.Б.Фокке-Вульфа)

      Напишите иероглиф этого стихотворения, наиболее полно отражающий шестой смысл Као и, положив его на музыку, декламируйте на рассвете, аккомпанируя себе на бамбуковой свирели.

9. Переведите на китайский:

1. Однажды в       2. Студёную         3. Зимнюю пору      4. Я    5. Из лесу    6. Вы     7. Шел был сильный      8. Мороз

9. Гляжу, поднимается медленно      10. В гору ло

10. Шадка, везущая    11. Хворост   12. У    13. Воз

14. Из поэмы “Мороз - Красный Нос”

ВНИМАНИЕ! В п.14 алкогольных эквивалентов не использовать!

 

10. Упражнение на поэтическое погружение

Закройте левый глаз и погрузитесь в состояние “Агу” (минимально - третья ступень). Представьте парящюю веточку багульника. Вернувшись в мир, напишите сочинение об увиденном. Постарайтесь уложиться в 54 страницы пятистопного ямба. После непродолжительного отдыха законспектируйте своё сочинение в виде двух - двух с половиной иероглифов.

 

11. Притчи и басни

Составьте рассказ - притчу из шести иероглифов:

               1. Беззаботный крестьянин...дорога...идти

               2. Шипение зловеще...густые кусты...доноситься

               3. Неладное...(за)спина...внезапно почуять

               4. Но поздно

               5. Придорожная пыль...фонтанчики крови...обагрить

            6.Умный дракон...поделом...наказать беззаботность..                                   (и так будет с каждым)

 

 

12.Притчи и басни

Постройте шесть сложных иероглифов-басен, комбинируя простые иероглифы:

            1. Жаркий день...глубокие воды-прыгнуть неудачно         ... всплыть много позже

            2. Смелый воин...деревня, полная духов...иногда           нужно скрыть свою храбрость

            3. Добрый император...допустить неуместную                    дерзость...и добрые злыми бывают

            4. Путешествовать по Китаю...Китай не любить при этом...печальна дальнейшая участь

            5. Самые крепкие зубы...жалкий орешек...крепче зубов оказаться

            6. Красота облаков необычна...на заметить глубокую яму...больше внимания дороге, о путник со сломанной шеей!

 

13. Китайский юмор

Укажите, в чем состоит юмор каждого из следующих высказываний знаменитого китайского философа Сунь-Выня, ставших классикой остромётной китайской шутки:

                             

      1.Пашущий Сяо...

            а. Сяо не может пахать

               б. Сяо (ранний рис) сам должен быть вспахан (!)

               в. Сяо, как отображение Небесного Риса, не существует.

      2.Солома на крыше Дзы

               а.У Дзы нет крыши!

               б. На крышечке Дзы (заварочный чайник) солома вполне уместна. Таким образом, юмор данного афоризма в том, что ничего смешного здесь нет.

               в. Дзы - это Ыдз наоборот!

      3.Свистящий Дракон Мао на крыле

               а. Острая политическая сатира: Мао (имя Мао Цзе Дуна!) совмещается с иероглифом “Свистящий (!) дракон”, который, в то же время, на крыле (четыре чтения иероглифа!)

               в. Дракон на крыле не может свистеть (китайская народная мудрость)

               г. Драконов не бывает

 

14.Заключительное задание

Рассмотрите приведённое ниже написание большого иероглифа Божественного Ся:

 

 

 

В чем отличие от традиционного написания?

Найдите все подтексты.

 

Сколько подтекстов Вы нашли?

 

         1. Два  -  плохо. Продолжайте искать.

         2. Один  -  очень плохо. Прочтите текст задания еще раз.

         3. Ни одного  -  не отчаивайтесь! Рекомендуется курение              благовоний, втирание ароматных масел, тайский              массаж и иглоукалывание.

         4.Три  -  уже лучше. Зафиксируйте этот результат в своём              рабочем папирусе и продолжайте поиск.

         5.Четыре, Пять  -  очень неплохо! Обратитесь к соседу по              парте. Поделившись с ним радостью познания                   Божественного Ся, ищите дальше.

         6. Более восьми  -  прекрасно! Обратитесь к своему учителю.

         7. Более 12  -  уникально! Обратитесь к ректору института.

         8. от 32 до 54 подтекстов  - беспрецедентно! Обратитесь в                          Нобелевский Комитет.

 

         9. Ровно 54 подтекста - !!!  Срочно обратитесь к Далай-Ламе!

 

         10. Более 54 подтекстов - обратитесь к каталикосу всех армян

         11. Гораздо больше 54 подтекстов - обратитесь к психиатру.

         12. Бесконечное количество подтекстов - обратитесь под стол.

 

 

 

 

 

 

 

          Благодарим за участие в контрольной                     1999                             Посвящается ХХХХ ДХ


content
Hosted by uCoz